Человек в VR-очках наслаждается виртуальным концертом с пространственным звуком.

Пространственный звук (spatial audio) — это технология, которая позволяет создавать объемное аудиопространство, где звук воспринимается так, будто он исходит из определённой точки в трёхмерной среде. В отличие от стереозвука, где звук распределяется между левым и правым каналами, пространственный звук учитывает положение слушателя, создавая полное погружение. Эта технология становится ключевым элементом в разработке виртуальной реальности (VR), фильмов, игр и даже приложений для видеозвонков.

Как работает пространственный звук?

В основе пространственного звука лежат сложные алгоритмы, которые моделируют, как звуки распространяются в реальном мире. При этом учитываются:

  • Положение источника звука. Например, шаги персонажа могут звучать позади вас, а пение птиц — сверху.
  • Влияние среды. Отражения и реверберации звука зависят от виртуального пространства, будь то лес, бетонный коридор или пустая комната.
  • Физиология человека. Алгоритмы также имитируют, как уши человека воспринимают звук под разными углами.

На практике, для создания такого звука используются технологии HRTF (Head-Related Transfer Function), которые моделируют, как звуковые волны проходят через голову и уши слушателя.

Пространственный звук в виртуальной реальности

Виртуальная реальность — это не только визуальное погружение, но и качественное аудиосопровождение. Без реалистичного звука теряется эффект присутствия. Именно поэтому разработчики VR активно внедряют технологии пространственного звука в свои продукты.

Oculus Quest 2 и встроенные динамики

Шлем Oculus Quest 2 оснащён встроенными динамиками, которые поддерживают spatial audio. Пользователи могут услышать, как в игре «Beat Saber» звуки музыкальных блоков приближаются справа или слева, создавая эффект движения. А в игре «The Walking Dead: Saints & Sinners» пространственный звук помогает услышать, откуда приближаются зомби, добавляя адреналина.

Пространственный звук в играх

Даже без VR пространственный звук уже меняет гейминг. Примером служит игра «Resident Evil Village», где технологии 3D-аудио позволяют игрокам ощущать приближение врага ещё до его появления в кадре. Sony PlayStation 5 использует систему Tempest 3D Audio, которая усиливает ощущение глубины и реализма.

Hellblade: Senua’s Sacrifice

В этой игре студия Ninja Theory создала уникальный аудиодизайн. Звук передаёт внутренние голоса главной героини, окружая игрока, чтобы усилить её психологическое состояние. Игроки рекомендуют играть в наушниках, чтобы полностью погрузиться в эту атмосферу.

Применение в повседневной жизни

Пространственный звук не ограничивается играми и VR. Он уже стал частью жизни через музыку, фильмы и даже конференц-связь.

Музыка с эффектом присутствия

Apple Music в 2021 году запустила поддержку пространственного звука с использованием Dolby Atmos. Это позволяет слушателям ощущать, будто инструменты и вокал звучат вокруг них. Пример — альбом «30» Адель, где каждая мелодия «окутывает» слушателя, создавая невероятное эмоциональное воздействие.

Видеозвонки нового уровня

Zoom и Microsoft Teams начали интеграцию пространственного звука, чтобы участники конференций могли легко понять, кто именно говорит. Это достигается за счёт разделения голосов по виртуальному пространству.

Пространственный звук в кино и сериалах

Фильмы и сериалы с поддержкой Dolby Atmos становятся всё популярнее. Пространственный звук позволяет зрителям буквально «находиться» в центре событий.

«Дюна» (2021)

Во время просмотра «Дюны» зрители отмечают, как звук помогает почувствовать масштаб песчаных червей или атмосферу пустыни. Этот эффект был достигнут благодаря Dolby Atmos, который создаёт уникальное восприятие каждого момента.

Будущее пространственного звука

Пространственный звук уже меняет подход к созданию контента, но это только начало. Вот несколько перспективных направлений:

1. Образование. VR-платформы с пространственным звуком будут использоваться для симуляций: от обучения пилотов до медицинских тренировок.

2. Медицина. Пространственный звук помогает людям с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве. Примером служат проекты от Microsoft, которые создают «звуковые карты».

3. Развлечения. Полностью интерактивные фильмы и концерты в виртуальной реальности — следующая ступень эволюции медиа.

Как выбрать оборудование для пространственного звука?

Если вы хотите испытать пространственный звук дома, важно правильно выбрать оборудование:

  • Наушники. Такие модели, как Sony WH-1000XM5 или Apple AirPods Pro 2, поддерживают Dolby Atmos.
  • Домашние кинотеатры. Саундбары с поддержкой 3D-аудио, например, от Sonos или Samsung, отлично подойдут для фильмов.
  • VR-шлемы. Oculus, HTC Vive и другие устройства обеспечивают встроенную поддержку spatial audio.

Пространственный звук — это не просто технология, а инструмент, который меняет наше восприятие цифрового контента. От игр и фильмов до повседневных приложений, он делает наш опыт более богатым и захватывающим. А с развитием технологий мы можем ожидать ещё более реалистичных и захватывающих впечатлений.

Подпишитесь на наш Telegram и будьте в курсе всех новостей 📲

Подписаться Telegram 🔔

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *