Иммерсивные технологии: что это, области применения

Изначально иммерсивным технологиям отводилась роль вспомогательного элемента для просмотра научной фантастики. В 1935 году американский автор Стэнли Вайнбаум опубликовал рассказ «Очки Пигмалиона», один герой которого изобрёл очки, погружающие человека в некое подобие виртуальной реальности — кино, которое воздействовало на все органы чувств и давало возможность участвовать в действии. Само зарождение иммерсивных технологий произошло в 50-х годах прошлого века. Часто иммерсивными технологиями называют технологии расширенной реальности, которая состоит из виртуальной и дополненной реальности.

Иммерсивность — это один из способов восприятия или один из определяющих факторов, изменяющих сознание. Данное явление часто встречается в кино и театральных постановках.

Иммерсивные технологии — это совокупность методов, обеспечивающих различными способами погружение в виртуальный мир. Пользователь, погружаясь в VR, приобретает новых опыт в совершенно разных областях знаний.

Для лучшего понимания иммерсивности следует познакомиться с некоторыми его определяющими понятиями.

Объективной (RR) называют реальность, в которой мы с вами находимся, которая воспринимается нами с помощью органов чувств.

Виртуальной (VR) называют абсолютно смоделированную реальность на основе цифрового модулирования. К ним относят 3D, 360 видео и также звуки, ощущения и запах. С помощью 360 фото и видео в виртуальной реальности пользователю проецируется картинка, имеющая обзор 360°, в полной мере отражающая реальный мир.

Дополненная реальность (AR) – это технология, позволяющая преобразовывать реальность, в которой мы существуем, с помощью цифровых элементов.

Смешанная реальность (MR) представляет собой комбинацию дополненной и виртуальной реальностей. MR придает виртуальным изображениям реалистичность. При этом цифровые и физические объекты сосуществуют и взаимодействуют в реальном времени.

Расширенная реальность (XR) – термин, объединяющий AR и VR технологии.

Чтобы всецело познакомиться с иммерсивными технологиями, одного смартфона недостаточно, потребуется наличие шлема и очков.

Использование иммерсивных технологий

Чаще всего иммерсионные технологии используются в области образования. В настоящее время это самая востребованная сфера их использования. Например, ранее учащиеся при изучении устройства, могли рассматривать только его двухмерное изображение на листе бумаги. С помощью иммерсионных технологий можно навести камеру смартфона со специально разработанным приложением и, задействовав дополненную реальность (AR), увидеть на экране все внутренние составляющие устройства, вплоть до подвижных элементов.

augmented reality

Преимущества иммерсивного обучения:

  • наглядное изображение внутренних деталей объекта или процесса;
  • полное погружение в процесс;
  • учащийся сосредотачивается на изучаемом предмете, отключается от посторонних раздражителей;
  • использование виртуального способа изучения гарантирует безопасность, например обучение вождению на авто;
  • повышение результативности по сравнению с обычным способом обучения.

Иммерсивный способ обучения обеспечивает не только наглядность и увлекательность процесса, но и продуктивность. Этот метод произвел революцию в образовательном процессе, изменив сам мир обучения. Выдающийся потенциал, которым он обладает, поможет достичь невероятных успехов.

Как реализуются иммерсивных технологии

Область применения иммерсионных технологий довольно обширна: розничная торговля, электронная коммерция, индустрия для взрослых. Без него немыслимо развитие искусства, индустрии развлечений, создание видеоигр, интерактивного повествования, вооруженных сил, медицины.

Существует несколько методов погружения в иммерсивнную реальность.

360 видео

Давно используется в фотоаппаратах, поддержка со стороны Facebook началась в 2018 году. Камерами производится съемка окружающего пространства, затем изображения сшивают с помощью специальной программы. Бесшовные способы стоят дороже. Иногда к готовому видео добавляют графику.

Этот метод получил широкое применение в реальной жизни. Сейчас человечество не задумываясь, принимает его как данность, например в таких сферах как:

  • строительство (демонстрация застройщиками недвижимости);
  • туризм (обозрение виртуальных туров);
  • досуг (показ мероприятий).

Дополненная реальность

Широкое использование иммерсивных технологий началось во 2-й половине 20-го века для нужд военной промышленности. Обучение летчиков основывалось на проецировании показателей приборов на лобовые стекла летательного аппарата или на стекла герметичного шлема. Скорость получения информации увеличилась в разы, соответственно увеличилась скорость реакции обучающегося.

Дальнейшее развитие иммерсивных технологий привело к появлению следующих направлений:

• AR для смартфона. Продукция Apple с платформой ARkit развивается несколько лет и насчитывает больше 5 млрд. пользователей.

• Pokemon Go. Известная во всем мире, игра. Её доход в 2020 г. достигнет 1 млрд. долларов и перейдет отметку 4 млрд. с момента появления в 2016 г.

pokemon go

• маркетинговые проекты, в которых игрок с помощью дополненной реальности занимается поиском разбросанных (спрятанных) денег. На сумму равных размеру собранных с помощью специального приложения денег, пользователь получает скидку в определенном магазине.

• компания LifePrint выпустила приложение для смартфона, которое при помощи дополненной реальности делает их «живыми».

• проекты, помогающие в навигации. В Американских штатах начало действовать приложение с помощью которого, при наведении смартфона на картинки, те в свою очередь становятся живыми. Работа приложения осуществляется с помощью телефона, меток, проецирования на стекла авто, самолета, очков. Технология далека от совершенства, на улице большое значение имеет освещение. Если оно слишком яркое, изображения выглядят тусклыми.

Использование дополненной реальности довольно широко, например:

  • голограммы;
  • прямой эфир телеканалов демонстрирует наложение картинок;
  • интерактивные мониторы.

Перечисленные выше примеры использования AR давно стали привычными и не вызывают удивления у пользователей. Наиболее сложной иллюстрацией использования дополненной реальности стала интерактивная реклама от Pepsi Max. Было разработано специальное приложение, используя которое, при наведении на продукцию, пользователи видели эксклюзивное видео.

pepsi max ar

Виртуальная реальность

VR обладает визуальным и звуковым наполнением. Звук имеет главенствующее значение, так как с его помощью происходит дополнение виртуальности и создание эффекта присутствия. Оказаться в виртуальной реальности можно разными способами:

  • VR очки. Картинка разделяется на 2 части для создания стереоскопического эффекта;
  • VR шлемы;
  • VR-приложения для смартфонов;
  • трекинговые системы;
  • VR перчатки контроллеры.

В настоящее время предпринималось несколько попыток создания виртуальных экосистем.

Примером использования иммерсивных технологий в VR стала разработка интересного проекта от IKEA. Суть проекта заключалась в том, что клиент с помощью специальных  очков оказывается на виртуальной кухне. При помощи джойстика он может прочитать книгу с рецептами и приготовить понравившееся блюдо.

В Германии проведен эксперимент по найму сотрудников. Его суть заключалась в том, что потенциальный претендент надевал виртуальные очки, с помощью которых демонстрировал свою квалификацию в условиях реальной обстановки на работе.

Тенденции развития иммерсивных технологий

В настоящее время уровень развития иммерсивных технологий находятся на грани фантастики. Чего же ожидать дальше?

Разработчики стремятся достичь большей реалистичности. Для этого необходимы инструменты легкого взаимодействия. В настоящее время это является основной задачей. Качество разрешения картинки не высокое, фотореалистичность недостаточная. На пути развития более реалистичного изображения могут встать ограничения графики и скорости обработки данных. Найти выход планируется с помощью использования облаков в гибридных системах.

Возможности VR-шлемов недостаточно развиты, поэтому разработчики бросили все силы на создание VR-инсталляций. На них возложена перспектива роста продаж в сфере дорогих объектов недвижимости. Конечным результатом является создание приложений для конкретного кейса, который позволит продавцу найти покупателя и наоборот.

Компаний, занимающихся созданием иммерсивных технологий не коснулась монетизация. Все исследования ведутся на ощупь. Поклонников расширенной реальности мало. Для практического использования нужно много составляющих: приобретение систем, скачивание приложений.

В перспективе создание систем, которые соединят в одно несколько направлений. Например: изображение предполагается обрабатывать в режиме online, затем передавать посредством радио, Wi-Fi, Bluetooth-канала к мобильному шлему клиента.

Использования иммерсивных технологий в России

Российские компании не отстают в разработках VR технологий. Особого внимания заслуживает банк ВТБ, который в своей деятельности использует несколько виртуальных кейсов:

1. VR-голосование использовалось при проведении годового собрания акционеров.

2. VR-инвестиции находятся в стадии разработки. Их целью является онбординг (знакомство новых сотрудников с деятельностью банка для быстрого приспособления к социальной среде и включения в работу коллектива). В течение короткого времени клиент узнает о брокерских продуктах, с помощью менеджера происходит открытие брокерского счета, для перевода денежных средств.

3. VR-ипотека объединяет владельцев строительных объектов и пользователей. Сервер предоставляет дистанционные консультации и просмотр квартир. Агент, находясь в другом регионе, предоставляет покупателю необходимую информацию.

Савва

мизантроп

2 комментария к «Иммерсивные технологии: что это, области применения»
  1. Блин, как же я тащился от покемон гоу ещё два года назад. Это было реально что-то новое в области игр. Сейчас игра приелась конечно, да и запал поугас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.