Реальная помощь в виртуальном мире

Уже сегодня терапия может проходить в виртуальной реальности, а не в кабинете. Пациент, находящийся под опекой терапевта, погружается в созданный мир, где он сталкивается со своими страхами, справляется с болью или учится сопротивляться искушениям.

Дверь открывается, вы входите в небольшую комнату. Внезапно стены начинают приближаться к вам, и дверь захлопывается. И ты в ловушке.… Когда вы тихо сидите в приемной, незнакомец входит. Через некоторое время появляется еще один человек, а затем еще один. Страх становится все сильнее и сильнее…. Вы патрулируете в маленькой афганской деревне. Вдруг раздается звук пулемета. Вы видите, как в воздухе парит мусор…

На первый взгляд, это сцены из последней консольной игры. На самом деле это запрограммированные сценарии виртуальной реальности, которые помогают пациентам преодолевать фобии, справляться с травмой или тренировать социальные навыки. Первое исследование потенциала VR в психотерапии было опубликовано четверть века назад. Команда профессора Барбары Ротбаум в то время изучала эффективность VR в лечении страха высоты.

С тех пор погружение в виртуальную реальность заменяет фактический контакт на воображаемый для терапии множества фобий. А прогресс технологии и снижение связанных с ней затрат делают виртуальную реальность все более интересной для исследователей и психотерапевтов. Кроме того, исследователи разрабатывают программы, охватывающие все новые и новые расстройства, включая посттравматическое стрессовое расстройство, наркоманию, аутизм. Профессор Альберт Скип Риццо утверждает, что VR создает прекрасные возможности для психологии, о которых раньше только мечтали. Появилась среда, которую возможно полностью контролировать. «Мы провоцируем в ней определенные события, следим за реакциями пациента и влияем на его эмоции таким образом, что это выходит за рамки того, что можно достичь в кабинете.»

Полное погружение

Виртуальная реальность, созданная в 90-е годы прошлого века и начала этого столетия, не напоминала реальный мир. И все же, как показали исследования профессора Риццо и других пионеров применения VR в терапии, несмотря на плохую графику, инструмент оказался очень эффективным при лечении многих фобий, например страха высоты или страха полета самолета. VR вовсе не обязательно должна быть точной копией реальности, чтобы у пациента начали потеть руки и учащаться пульс, когда он, например, едет на виртуальном застекленном лифте. Однако простая графика оказалась проблемой при лечении других расстройств.

virtual reality relaxation ieditation

Терапия тревожных расстройств и посттравматического стресса с использованием VR требует полного погружения, чтобы пациент оказался в нужной обстановке. Сегодня такое полное погружение уже возможно. Профессор Риццо и его коллеги – программисты, графические дизайнеры, дизайнеры интерфейса, инженеры, специалисты по искусственному интеллекту и аналитики big data – разработали самую сложную виртуальную реальность, которая используется в клинической практике. Одной из таких сред VR является „Bravemind” (доблестный ум). Она позволяет измерять посттравматический стресс и проводить виртуальную терапию. В настоящее время она используется примерно в ста центрах в Соединенных Штатах.

традиционная терапия

Традиционная терапия включает постепенное повторное переживание пациентом события заново в воображении и под присмотром терапевта. Некоторые люди, однако, не хотят или не могут вернуть память в травмирующее прошлое. «Bravemind» помогает преодолеть эту проблему. Программное обеспечение позволяет терапевту постепенно погружать пациента в виртуальные боевые сценарии, которые отражают его опыт. Это делается контролируемым образом, шаг за шагом. Терапевт может в это время отслеживать реакции пациента путем измерения психофизиологических параметров и нейровизуализации с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

терапия экспозицией

Терапия экспозицией с использованием VR оказалась эффективной для лечения посттравматического стресса, связанного с опытом сексуального насилия в военном контексте. Однако в исследовании буквально не воспроизводилась ситуация сексуального насилия. Не были введены виртуальные злоумышленники, а скорее контекст события и особенности окружающей среды, например, звуки и свет.

В настоящее время профессор Риццо и его коллеги ищут способы использовать VR не только для лечения посттравматического стрессового расстройства, но и для его профилактики. Новая программа, созданная его командой «STRIVE» (Stress Resilience in Virtual Environments — стрессоустойчивость в виртуальной среде), призвана помочь солдатам создать психологическую устойчивость, прежде чем они отправятся на миссию. С этой целью они погружаются в несколько разных, эмоционально привлекательных сценариев. «Они отправляются на короткую миссию, и происходит что- то плохое, например, они видят, как умирает афганский ребенок или как застрелен их товарищ» — рассказывает профессор Риццо. Затем виртуальный наставник проводит короткую тренировку стрессоустойчивости. В настоящее время идет работает также над версией, предназначенной для полиции, то есть другой профессиональной группы нагруженной высоким риском развития посттравматического стрессового расстройства.

Уроки с беспилотником

Нет сомнений в том, что виртуальная реальность может быть очень полезной для образования. Однако ученые только изучают, как ее следует использовать, чтобы принести наибольшую пользу. Исследование Гвидо Макранского и его коллег, опубликованное в 2018 году в журнале «Journal of Computer Assisted Learning», включало 66 детей в возрасте 13-16 лет, как мальчиков, так и девочек. Участники, погруженные в виртуальную реальность, изучали новый материал о безопасности. Им в этом помогал виртуальный учитель.

Они также пользовались виртуальными планшетами, на которых имели доступ к теориям, визуализациям, фотографиям и выполняли различные задачи. Например, они выявляли опасные ситуации или удаляли из лаборатории неподходящие предметы. И, наконец, они решали тест выбора. Все происходило в виртуальной реальности. В эксперименте «приняли участие» два виртуальных учителя: Мари и … парящий над землей робот-дрон. Хотя учителя были запрограммированы очень похожим образом, то есть представляли схожее поведение, например, микроэкспрессии, движения головой и т.д., однако оказалось, что девочки имели лучшие результаты, когда учились с Мари, а мальчики – когда учились с дроном.

helmet-vr-training-aircraft-military

Виртуальная сигарета

Другие расстройства, при которых терапия очень полезна для воспроизведения различных контекстов в виртуальной реальности — это злоупотребление психоактивными веществами и наркомания. В их случае наиболее эффективной формой помощи является когнитивно-поведенческая терапия, в ходе которой пациент и терапевт сталкиваются с ситуациями, несущими риски от употребления вещества, и практикуют навыки действия в данных опасных ситуациях. Некоторые исследователи даже дошли до того, что в своих лабораториях создают… бар. Тем не менее, участники все еще понимают, что они находятся в лаборатории или в офисе, а не в помещении. «И в результате то, что они изучают, не переносится в реальную жизнь в той мере, в какой мы хотели бы» — говорит Патрик Бордник, доктор философии, декан Школы социальной работы в Университете Тулейна.

разработка vr приложения для зависимых

В этой ситуации терапевт ограничен только одним контекстом, создание которого дорого и требует участия многих людей. В поисках гибкой и более дешевой альтернативы доктор Бордник услышал о VR. Но все, что он видел, было очень искусственным и напоминало мультики. В конце концов он встретил команду исследователей, которые наняли компанию VR, чтобы снять реальных людей на фоне зеленого экрана, а затем наложить их на компьютерный контекст принятия – так была создана виртуальная реальность, которая должна была помочь пациентам, страдающим социальной фобией. Доктор Бордник попросил эту компанию подготовить для него версию, в которой актеры пьют и курят.

Последующие заказы касались других контекстов, в которых люди тянутся к сигаретам, например, внутри автомобиля или тротуара перед входом в офисное здание. В первом исследовании с использованием VR доктор Бордник и его коллеги рассмотрели виртуальные стимулы для курения. Оказалось, что виртуальные сигналы вызывали такое же желание закурить сигарету, как и реальные. Дальнейшие исследования команды Доктора Бордника показали, что с обучением VR пациентам было намного легче противостоять искушению в ситуациях вызывающих желания. Более того, в течение шести месяцев после исследования воздержание увеличилось. Другие исследовательские группы также доказали, что VR может вызывать жажду у людей, которые зависят от опиоидов, кокаина и азартных игр. Виртуальная реальность сочетает в себе изображение, звук, а также тактильные и двигательные ощущения.

Социальная подготовка

Несколько лет назад доктор Бордник начал исследования пригодности VR в еще одном контексте — аутизме. Повлиял один случай. Его младшая дочь, у которой расстройство спектра аутизма, посетила его в лаборатории и надела гарнитуру VR. Затем доктор Бордник запустил виртуальную вечеринку (в версии, адаптированной для молодых пользователей, алкогольные напитки были заменены водой и газированными напитками). Девочка стала подходить к людям, чего никогда не делала в реальном мире. Теперь доктор Бордник собирает средства для исследования использования VR для обучения социальным навыкам у детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра. Все уверены, что нас ждет еще много новых полезных открытий в этой области.

3 комментария для “Реальная помощь в виртуальном мире”
  1. Отвыкание от вредных привычек с помощью виртуальной реальности интересное направление. Сколько пользы может принести и не надо мучаться в процессе.

  2. Это все круто конечно, но продвигается уж очень маленькими темпами. Я уже не говорю про цены. В массы такие технологии и по доступной цене ворвутся ой ка не очень скоро(

  3. Использование виртуальной реальности для пользы человека в физическом плане(лечения) эт очень круто конечно. У меня много фобий, хотела бы опробовать на себе действенность 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *