В 2023 году объем мирового рынка устройств дополненной реальности (AR) достиг $12,77 млрд, что на 24% больше по сравнению с показателем прошлого года, составлявшим $10,34 млрд. Одним из ключевых факторов такого роста стало увеличение применения AR в корпоративных приложениях, особенно в таких отраслях, как производство, здравоохранение и розничная торговля. В середине 2024 года данные были опубликованы в отчете Market Research Future, где подчеркиваются основные тенденции рынка.
Технологическое развитие способствует тому, что AR-устройства становятся более доступными и мощными. Это стимулирует их внедрение в различные секторы экономики. Например, в производстве AR-гарнитуры используются для предоставления рабочим пошаговых инструкций, а также для наложения информации на реальный мир, что позволяет моделировать сложные процессы. В здравоохранении AR помогает в проведении операций, предоставляя данные в режиме реального времени, а также используется для реабилитации пациентов и обучения студентов-медиков. В сфере розничной торговли AR-очки дают возможность покупателям получать информацию о товарах и находить их в магазинах, создавая интерактивные и удобные пользовательские впечатления.
Развивается и игровая индустрия, где дополненная реальность предоставляет пользователям уникальные, захватывающие возможности, которые трудно воспроизвести с помощью традиционных дисплеев. AR также находит свое применение в таких сферах, как образование, туризм и маркетинг. Современные AR-устройства становятся легче, компактнее и удобнее в использовании, что также способствует их популярности среди потребителей и компаний.
Основные сегменты рынка AR
В 2023 году наибольший вклад в доходы AR-рынка привнес сегмент игр и развлечений, который принес около $4,5 млрд. Несмотря на это, здравоохранение демонстрирует наиболее высокие темпы роста среди других отраслей, использующих технологии дополненной реальности. В географическом разрезе Северная Америка остается лидером рынка, чему способствует развитая технологическая инфраструктура, высокий уровень доходов и быстрое внедрение инновационных решений. В Европе спрос на иммерсивные решения в различных отраслях также стимулирует развитие рынка, в то время как Азиатско-Тихоокеанский регион, включая такие страны, как Китай и Япония, демонстрирует значительный потенциал для роста благодаря большому населению и инвестициям в цифровую трансформацию. Южная Америка, Ближний Восток и Африка также начинают развивать свои рынки AR, однако пока остаются на стадии становления.
Вместе с дополненной реальностью стремительно развиваются технологии виртуальной реальности (VR). В 2023 году спрос на VR-решения значительно вырос за пределами игровой индустрии. Например, в промышленности VR-симуляторы позволяют обучать сотрудников безопасным методам работы с оборудованием без риска получения травм или повреждения техники. Этот подход также позволяет одновременно обучать большое количество сотрудников, что делает процесс более эффективным. VR-технологии используются для проведения тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях, а также находят применение в таких сферах, как телездравоохранение, виртуальные экскурсии, удаленная помощь и совместные разработки.
Прогнозы по VR и XR-рынку
По прогнозам аналитиков, до 2030 года доля внедрения VR-устройств в различных отраслях может достичь 70%. Это связано с тем, что такие технологии помогают упростить сложные процессы и сделать их более доступными для массового использования. Рост продаж также ожидается в связи с появлением новых поколений устройств, включая не только VR, но и XR-гарнитуры (устройства расширенной реальности). Эти технологии объединяют возможности виртуальной и дополненной реальности, предлагая пользователям гибридный опыт, который может использоваться как в развлечениях, так и в корпоративных приложениях.
По данным BCC Research, среднегодовой темп роста (CAGR) мирового VR-рынка с 2023 по 2028 год составит 26%. Это означает, что к концу 2028 года объем рынка достигнет $66,9 млрд. Ожидается, что спрос на VR-решения вырастет в таких сферах, как розничная торговля, коммерция, маркетинг, здравоохранение, архитектура и строительство. Одновременно будут расширяться и области применения XR-устройств, что станет важным фактором в увеличении их популярности.
Объем рынка VR в России
В 2023 году российские школы и университеты активно инвестировали в покупку VR-очков для использования в учебных процессах. Согласно данным «Росэлторга», опубликованным в июне 2024 года, образовательные учреждения потратили около 1,83 млрд рублей на покупку VR-оборудования для классов виртуальной реальности и кабинетов ОБЖ. Всего в 2023 году было проведено 652 закупки VR-устройств по государственным контрактам. В 2024 году тенденция к росту продолжилась: за первые шесть месяцев было выполнено 140 закупок на сумму 374 млн рублей.
Среди российских университетов VR-очки используются не только для образовательных целей, но и для разработки иммерсивных тренажеров, создания компьютерных игр и проведения исследований в области пользовательского опыта. Это позволяет студентам и преподавателям взаимодействовать с новейшими технологиями и получать практические навыки в инновационных сферах.
Снижение поставок AR и VR-устройств в 2023
Несмотря на общие положительные тенденции, в 2023 году мировой рынок AR и VR-устройств столкнулся с трудностями. По данным IDC, поставки AR и VR-гарнитур сократились на 23,5% по сравнению с 2022 годом. Основными причинами спада стали сложная макроэкономическая ситуация, высокий уровень инфляции и снижение покупательной способности потребителей. В первой половине 2023 года спад был особенно заметен, но к концу года рынок начал восстанавливаться. В четвертом квартале 2023 года продажи выросли на 130,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Аналитики ожидают, что рост рынка AR-устройств в ближайшие годы будет происходить медленнее, чем в сегменте VR. Однако новые технологии, такие как гарнитуры вспомогательной реальности и устройства смешанной реальности, также могут занять значительную долю рынка.