Озадаченные спадом продаж рынка VR игр и снижением узнаваемости, журналисты побеседовали с почти двадцатью студиями виртуальной реальности, чтобы разобраться, как обстоят дела с выпуском игр для платформы Quest.
За последний год стало очевидно: VR-индустрия уже не та, что прежде, даже несмотря на устойчивое доминирование Meta в сфере виртуальной и дополненной реальности. Подразделение Reality Labs демонстрирует рекордную выручку, а гарнитура Quest 3S, судя по всему, пользуется высоким спросом. Однако среди разработчиков на рынке VR игр царит далеко не радужное настроение.
Некоторые студии продолжают зарабатывать благодаря подписочным сервисам, таким как Quest+, в рамках которого покупатели Quest 3S получают трехмесячный доступ к каталогу игр. Однако значительная часть разработчиков сталкивается с проблемами: падением продаж, сложностями в поиске финансирования и трудностями с долгосрочной поддержкой своих проектов. Мы обсудили с представителями индустрии текущее положение дел и влияние стратегии Meta на развитие рынка VR игр.
Quest 3S, Horizon Worlds и вызовы для разработчиков VR-игр
Quest 3S, похоже, стартовал успешно в конце прошлого года, а входящая в комплект игра Batman: Arkham Shadow собрала более миллиона игроков. Кроме того, Reality Labs показала рекордную квартальную выручку, что подчёркивает устойчивый рост направления.
Однако ещё до своего ухода из Meta бывший технический директор компании Джон Кармак предупреждал, что «простое намерение создать Метавселенную — не лучший путь к её появлению». Он отмечал, что, несмотря на масштабные инвестиции и усилия, существует риск потратить годы работы тысяч сотрудников на проекты, которые в итоге не окажут значимого влияния на реальный пользовательский опыт.
Недавно в сеть просочилась внутренняя записка технического директора Meta Эндрю Босворта, в которой он подчёркивает важность выхода Horizon Worlds на мобильные платформы, называя это критически важным шагом для будущих планов компании.
При этом 2025 год станет ключевым моментом: покажет ли курс Meta дальновидность её руководства или обернётся громким провалом?!
Кризис и чрезмерные инвестиции в VR-индустрии
Тем временем игровая VR-индустрия переживает волну увольнений, даже несмотря на то, что её рыночная стоимость, по некоторым оценкам, достигла $184,3 млрд. Среди причин кризиса аналитики называют чрезмерные инвестиции после пандемии COVID-19 и рост затрат на разработку. Закрытие проектов и сокращение команд стали частым явлением, а Quest уже не приносит некоторым студиям прежнюю прибыль.
Перемены в Meta, особенно редизайн приложения Horizon Worlds в июле, вызвали недовольство разработчиков. Многие отметили, что именно этот момент стал переломным в снижении доходов. Впрочем, для ряда студий магазин остаётся прибыльным: например, Eye of the Temple окупил разработку только после выхода на платформе Meta, а Gorilla Tag заработала свыше $100 млн.
Но что конкретно вызывает сложности у разработчиков, столкнувшихся с падением продаж, по какой причине объем рынка VR снижается? Чаще всего упоминаются проблемы с доступностью контента, изменениями в системе модерации, растущей ориентацией Meta на Horizon Worlds и объединением App Lab с основным магазином.
Большинство студий предпочли анонимность в беседе, опасаясь за свои отношения с Meta. Однако некоторые представители VR-индустрии — Эндрю Айхе (Owlchemy Labs), Кевин Уокер (Middle Man Games) и Алекс Насанов (iTales VR) — согласились высказаться публично. Айхе отдельно подчеркнул, что его комментарии отражают личное мнение и не связаны с позицией Google, которой принадлежит Owlchemy Labs.
Horizon Worlds и обеспокоенность разработчиков VR-игр
Многие студии считают, что Horizon Worlds оттягивает внимание Meta на себя в ущерб платным приложениям магазина. Разработчики, с которыми общались журналисты, отметили, что компания, похоже, смещает фокус в сторону мобильного рынка, ориентируясь на молодую аудиторию, у которой нет финансовых возможностей для покупки игр. Такой подход, по их мнению, делает ставку на бесплатный контент, продвигая Horizon Worlds как основное VR-направление вместо платных приложений.
«Это не тот вектор, который выбрал бы я», — отметил Эндрю Айхе. «Похоже, что Meta разработала игровую консоль, но теперь хочет превратить её в универсальное вычислительное устройство». Любопытно, что многопользовательский проект Dimensional Double Shift от Owlchemy Labs вышел в магазине Meta в виде бесплатного приложения, тогда как предыдущие игры студии продавались по стандартной модели. При этом сам Horizon Worlds пока не поддерживает полноценный игровой ввод, что ограничивает его функциональность.
Некоторые разработчики поделились скриншотами поисковых выдач, где бесплатные клоны популярных VR-игр Horizon Worlds конкурируют с оригинальными платными проектами, а иногда и обходят их в рейтингах.
«Это вредно как для нас, разработчиков, так и для пользователей», — говорит Кевин Уокер. «Когда бесплатные копии Gorilla Tag оказываются выше в поиске, чем платные игры, мне сложно представить, как это может быть выгодно самой Meta».
Несмотря на всё это, Айхе и другие признают, что в прошлом Quest Store был отличной площадкой для коммерческого успеха, где некоторые хиты продавались миллионными тиражами. Однако в нынешних условиях среди разработчиков преобладают тревога и разочарование.
Вот мнения некоторых создателей VR-игр, пожелавших остаться анонимными:
- «Meta будет продвигать всё, что увеличивает её аудиторию, долю рынка VR и доходы. Пока что у них нет чёткого плана, поэтому они просто экспериментируют».
- «Meta больше не хочет быть игровой платформой — их цель теперь Метавселенная, а магазин игр остаётся скорее в наследство».
- «Это худший сценарий для небольших студий: огромный выбор игр и нулевые шансы попасть в топ».
- «Агрессивное продвижение Horizon Worlds напоминает монополистическую политику. Ни Apple, ни Epic не ставят собственные проекты в приоритет так жёстко».
- «Кажется, Meta рассматривает свой магазин не как основу будущей экосистемы, а как пережиток прошлого».
- «Если Meta хочет, чтобы разработчики VR-игр создавали устойчивый бизнес, им нужно пересмотреть стратегию Quest Store».
Кроме конкуренции на рынке VR игр с Horizon Worlds, ситуацию усугубляет решение Meta прекратить кураторство контента в магазине в 2024 году. Это, по мнению разработчиков, только усиливает хаос и делает успех ещё менее предсказуемым.
Удаление App Lab, конец кураторства и хаос в поиске
Многие разработчики раскритиковали последствия отказа Meta от App Lab, который проходил в два этапа и завершился в прошлом году.
Скотт Олбрайт, генеральный директор Combat Waffle Studios, ранее заявлял, что не поддерживает закрытие App Lab, и со временем его мнение только укрепилось.
С одной стороны, разработчики признают, что открытая модель магазина снижает барьеры для входа. Одна из студий даже назвала этот шаг «неизбежным» для платформы, стремящейся к росту. Однако тот же разработчик отметил, что Meta оказалась не готова к наплыву низкокачественного контента и отсутствию эффективных инструментов модерации.
«Это изменило саму природу контента, который теперь оказывается в топе магазина, — отметил другой разработчик. — С одной стороны, это дало возможность новым командам предложить свежие идеи и методы монетизации. С другой — опытные разработчики и издатели вынуждены адаптироваться к новым реалиям, а это требует времени».
Вот мнения разработчиков о произошедших изменениях в Quest Store:
- «Как человек, работавший как с App Lab, так и с основным магазином, я рад, что проекты из App Lab стали более заметными. Но всё выглядело так, будто Meta внедрила изменения без чёткого плана».
- «После объединения Horizon Push и App Lab наш охват аудитории снизился на 60%».
- «Финансирование журналистов, освещающих VR-игры и скрытые жемчужины магазина, могло бы стать хорошим решением».
- «Когда пользователь ищет головоломку, он должен видеть ВСЕ VR-головоломки», — считает Кевин Уокер, создатель Twistex (2023).*
- «Из-за плохой видимости в магазине, низкой конверсии просмотров в покупки и общей ситуации на рынке VR наши продажи оказались ниже самых скромных ожиданий».
- «Когда вышел Quest 3S, мы не увидели скачка продаж. Похоже, дело не в том, что гарнитура плохо продаётся, а в том, что пользователи просто не доходят до магазина и не покупают игры».
Некоторые студии считают, что процесс удаления App Lab прошёл слишком быстро и именно это повлекло снижение объема VR-рынка. Другие же утверждают, что на самом деле Meta просто заменила основной магазин App Lab и представила это как объединение.
Айхе сравнил текущее состояние Quest Store с Google Play или App Store, отметив, что у модели открытой платформы есть как плюсы, так и минусы. Однако окончательно оценить влияние изменений пока сложно — многие разработчики всё ещё пытаются разобраться, как им адаптироваться к новым условиям.
Проблемы с ранжированием: клоны и теги в Quest Store
Домашняя страница Horizon Store на десктопе заметно улучшилась в плане поисковой выдачи, как на компьютере, так и в гарнитуре. Однако мобильная версия продолжает отдавать приоритет контенту Horizon Worlds, без возможности изменить этот параметр. На десктопе же страница открывается с выделением самых популярных приложений и самых продаваемых на этой неделе.
Но как только вы углубитесь в категорию «Просмотреть все», часто встречаются записи с тегами, такими как «Горилла», «Таг» или «обезьяна», которые начинают доминировать в результатах поиска, несмотря на то, что часто они являются лишь клонами оригинальной игры. Эти клоны имеют завышенные оценки, благодаря небольшому числу активных пользователей, что приводит к тому, что они часто оказываются выше в поиске, чем сам Gorilla Tag.
Многие разработчики выражают разочарование по поводу текущей системы ранжирования Quest Store, сравнивая её с Steam, где поиск работает гораздо эффективнее. Один из них отметил, что это напоминает вход в универмаг, заполненный дешёвой одеждой в разгар праздников, где трудно найти качественные товары среди общего хаоса.
Одна студия назвала проблему поисковой выдачи своей самой большой проблемой рынка VR игр после получения финансирования, а другая пожаловалась на чрезмерную сложность навигации в магазине. Некоторые разработчики также выразили недовольство тем, что обещания Meta относительно маркетинговой поддержки и продвижения в основном магазине так и не были выполнены.
Кроме того, несмотря на то, что Meta продолжает курировать метки смешанной реальности на панели разработчика, другие жанры остаются без такого контроля. Некоторые из жанров, которые разработчики выбирают для своих игр, не отображаются как фильтры в реальном магазине, что приводит к ещё большему разочарованию, так как пользователи не могут увидеть полный выбор VR-игр в выбранном жанре.
Рынок VR в 2024: влияние снижения продаж на разработчиков
Точное падение доходов разработчиков варьируется в зависимости от студии, однако некоторые из них, не поддерживаемые программой подписки платформы, предполагают снижение доходов на рынке VR игр на 50–80% по сравнению с 2023 годом. Особенно заметное влияние на продажи наблюдается во второй половине 2024 года.
Одна студия отметила, что разработчики обычно рассчитывают на большой всплеск продаж, когда выходит новая гарнитура, особенно в преддверии рождественских распродаж. Однако с выходом Quest 3S этого всплеска не произошло, несмотря на высокие продажи по данным таких ритейлеров, как Amazon. Студия предполагает, что причина кроется не в меньших объемах продаж гарнитуры, а в том, что пользователи не доходят до магазина, чтобы купить игры.
Одни разработчики считают, что Meta должна внедрить механизмы, подобные Steam Daily Deals, чтобы поддержать продажи инди-игр. Другие указывают на общий спад в игровой VR-индустрии и переход фокуса на более молодую аудиторию, которая тратит меньше по сравнению с более взрослыми геймерами. Это поднимает вопрос: куда ушли взрослые геймеры виртуальной реальности?
Игры не гарантированно будут успешными с самого старта, и для нишевых проектов 2024 год оказался полным конкуренции. С октября по декабрь на различных платформах были выпущены множество крупных игр, таких как Batman: Arkham Shadow, Alien: Invasion Raider, Metro Awakening и многие другие. Несмотря на огромный список релизов, многие разработчики не смогли достичь значительных результатов, хотя в отдельных случаях, например, с Trombone Champ: Unflattened, разработчики смогли приблизиться к своим ожиданиям по продажам.
Снижение продаж на VR-рынке игр связано с комбинацией факторов: жесткой конкуренции, проблем с поисковой выдачей, растущего внимания к Horizon Worlds и недостаточной величины пользовательской базы для поддержки широкого спектра игр. Вдобавок, экономические проблемы, такие как рост стоимости жизни, снизили располагаемый доход потребителей, что тоже сказалось на продажах.
«Происходит более масштабная, более коварная основная проблема. Сумма денег, которую потребители готовы тратить на платные приложения, сокращается», — отметил Эндрю Айхе из Owlchemy Labs.
Несмотря на снижение продаж, некоторые старые хиты, такие как Job Simulator, по-прежнему оказываются в топ-10, хотя и зарабатывают значительно меньше, чем раньше. Это подтверждает, что общая сумма денег, инвестируемых в магазин, снижается, а многие пользователи теперь выбирают бесплатный контент вместо платных приложений.
Подписка Quest+ и её влияние на разработчиков

Meta Quest+ — это программа подписки, которая предоставляет пользователям доступ к двум ежемесячно выбранным играм и дополнительно изменяющемуся каталогу игр VR. Подобно Xbox Game Pass и PlayStation Plus, этот сервис помогает пользователям находить игры, которые они могли бы не заметить.
Для некоторых разработчиков доход от программы может частично компенсировать потери от низких продаж игр в магазине. Однако для других запуск игр через Quest+ вызывает смешанные чувства. Некоторые утверждают, что это решение является «палкой о двух концах», поскольку их игры не достигают устойчивости ни в платном магазине, ни в рамках подписки.
Один из разработчиков высказывает скептицизм по поводу подписки, считая её аналогичной «катастрофической катастрофе» в музыкальной индустрии, где сервисы с подписками часто не приносят достаточного дохода артистам.
«Это хороший инструмент для нахождения качественного контента, но он не может быть единственным способом его продвижения», — отметил один из разработчиков.
Кроме того, есть мнение, что Quest+ снижает мотивацию пользователей искать игры для покупки, поддерживая тенденцию Meta продвигать бесплатные приложения. Несмотря на это, большинство разработчиков соглашаются, что подписка полезна для потребителей, а сам сервис можно рассматривать как новый способ рекомендации контента.
Продажи на Steam и PS VR2 в сравнении с Quest

Несмотря на снижение объема VR-рынка продаж гарнитуры Quest, многие разработчики мультиплатформенных игр не наблюдают роста продаж и на других устройствах, таких как Steam и PS VR2, за исключением нескольких интересных исключений.
Продажи на Steam: Для большинства разработчиков основным источником дохода остается Quest. Например, 90% продаж приходится на Quest, а оставшиеся 10% — на Steam. Тем не менее, Steam приносит свои плоды, особенно когда игры участвуют в распродажах и фестивалях. Например, один разработчик сообщил, что его продажи на Steam в 2024 году превзошли результаты 2023 и 2022 годов, несмотря на доминирование Quest.
PlayStation VR2: PS VR2 также выигрывает от снижения продаж Quest. Многие разработчики отмечают рост интереса и продаж своих игр на платформе Sony. Например, игра Swordsman VR от Sinn Studio продавалась лучше на PS VR2, чем на Quest, несмотря на более высокую цену на гарнитуру. А в случае с Into The Radius и Max Mustard продажи на PS VR2 превзошли их аналоги на Quest в первые недели после выпуска.
Примечательно, что PS VR2, вероятно, привлекает более «хардкорных» игроков, которым нравятся более сложные и проработанные VR-игры, такие как Swordsman VR и Into The Radius.
Влияние сниженных продаж Quest на стратегии разработчиков: В ответ на падение продаж на Quest, некоторые студии начали фокусироваться на многоплатформенных релизах, включая Steam и PS VR2. Это приводит к увеличению числа анонсов игр для PS VR2, что, в свою очередь, может способствовать дальнейшему росту продаж на этой платформе.
Особенности аудитории: Разработчики отмечают, что продажи на PS VR2 часто выигрывают за счет более специализированной и платежеспособной аудитории. Например, Max Mustard, ориентированный на платформеры, стал более успешным на PS VR2, вероятно, из-за недостатка аналогичных игр, поддерживающих эту платформу.
Хотя продажи на Steam и PS VR2 растут в ответ на снижение продаж Quest, это явление остается исключением, а не правилом в VR-индустрии. Устройство Meta по-прежнему остаётся доминирующим игроком на рынке VR.
Перевод на плоские экраны как реакция на снижение продаж VR
Снижение продаж гарнитуры Quest и проблемы с коммерческим успехом VR в целом побудили несколько студий обратить внимание на игры для плоских экранов, что может стать важной тенденцией в будущем.
Проблемы с продажами и уменьшение обьема рынка VR: Для одной из студий, продажа версии игры для плоского экрана в Steam в 500% раз превзошла продажи её VR-версии на Quest. Это показало, что VR-рынок может не оправдывать вложения, а потенциал для роста в этом сегменте остается ограниченным.
Переход на не-VR: С учетом трудностей на рынке VR, некоторые разработчики рассматривают возможность сокращения своей деятельности в сфере виртуальной реальности и перехода на более прибыльные и стабильные платформы с плоским экраном. Это решение связано с сокращением прибыли от VR, что приводит к снижению качества продукции в ближайшие годы.
Увольнения и закрытия студий: В результате снижения продаж, а также прекращения поддержки популярных VR-игр, таких как PowerWash Simulator VR, студии сталкиваются с финансовыми трудностями. Ожидается, что многие VR-студии, которые не смогут адаптироваться к рынку игр для плоских экранов, будут вынуждены закрыться или уволить сотрудников.
Studio FuturLab, избежав увольнений, перевела сотрудников на другие проекты, решив прекратить поддержку VR-версии своей игры. Это решение было воспринято как «умное бизнес-решение», позволившее студии адаптироваться к изменяющемуся VR-рынку и избежать дополнительных финансовых потерь.
С учетом падения продаж на Quest и ограничений VR-платформ, разработчики начинают искать более прибыльные и стабильные решения, что может привести к значительным изменениям на рынке VR в будущем.
Массовые увольнения в VR-индустрии
Последние два года оказались тяжелыми для разработчиков VR-игр, особенно на фоне общего кризиса игровой индустрии. По данным отчета GDC 2025, десятки тысяч разработчиков потеряли работу, а VR-индустрия оказалась под серьезным ударом.
Закрытие студий и увольнения
С 2023 года прекратили свое существование такие VR-студии, как:
- WIMO Games
- Archiact
- First Contact Entertainment
- Sony’s London Studio
- Ready At Dawn
Кроме того, сокращения затронули и крупные компании, включая:
- nDreams
- Lode
- TinyBuild
- Codemasters
- VRChat
- Soul Assembly
- XR Games
- Toast Interactive
- Resolution Games
- Firesprite
- Humble Games
- Supermassive Games
- Downpour Interactive
- Fast Travel Games (самое недавнее закрытие)
Некоторые студии пытаются удержать сотрудников, но вынуждены искать контрактные заказы или работу в других компаниях. В частности, один разработчик признался:
«Я пока могу выживать, потому что работаю один, но если бы у меня были наемные работники, это было бы невозможным.»
Текущая ситуация указывает на спад интереса к VR-индустрии, а также на финансовые трудности большинства разработчиков. Это может привести к дальнейшему сокращению числа VR-игр и переходу студий на другие платформы.
Некоторые разработчики выражают беспокойство по поводу недавних изменений в политике модерации контента Meta, включая отмену проверки фактов на платформах Threads, WhatsApp, Instagram и Facebook. Это вызвало обвинения в политической предвзятости со стороны генерального директора Марка Цукерберга, особенно в преддверии инаугурации президента Трампа.
Как Meta формирует рынок VR
Если вы увлекаетесь VR, то могли заметить, что в последнее время старые игры получают больше VR-модов, чем выходит новых VR-игр. Несмотря на это, индустрия продолжает развиваться за счет инди-разработчиков и крупных студий, хотя темпы роста VR медленнее, чем ожидалось.
Некоторые разработчики надеются на позитивные изменения от Meta, в то время как другие ждут гарнитуру Deckard от Valve, надеясь на конкуренцию.
Мнения разработчиков разделились:
- Позитивное восприятие
- Meta поддерживает рынок VR за счет многомиллиардных инвестиций.
- Без этих вложений VR-индустрия не достигла бы текущих масштабов.
- Критика
- Meta ведет индустрию в «неустойчивом» направлении, где free-to-play становится приоритетом, что негативно сказывается на доходах разработчиков.
- Инфраструктура платформы «страдает от болезней роста», создавая трудности для разработчиков.
- Фокус на смешанной реальности (MR) заставляет некоторые студии «забывать о VR».
- Частая смена приоритетов в Quest влияет на стабильность разработки.
Meta продолжает инвестировать в Horizon Worlds, особенно на мобильных устройствах, однако разработчики надеются, что компания пересмотрит свой курс.
Meta пообещала ответить на жалобы разработчиков в своем официальном блоге и предоставить дополнительную информацию в ближайшее время.
Подпишитесь на наш Telegram и будьте в курсе всех новостей 📲
Подписаться Telegram 🔔