Современные дети уже с первого класса учатся в школе при помощи искусственного интеллекта.
— Мам, нам задали нарисовать, как беречь воду, как это сделать? – спрашивает у мамы первоклассница.
— Окей, гугл, покажи картинки, как сберечь воду, — тут же на экране появляются тысячи вариантов ответов. Срисовывай понравившуюся.
«Списывать нужно с ошибками»
Увы, современные дети уже с первого класса учатся в школе при помощи искусственного интеллекта. И если в «началке» интернет вклюают, чтобы придумать идею рисунка или поделки на труды, то в средних классах «домашку» ученики начинают скатывать не у соседа по парте, а с сайта ГДЗ (готовые домашние задания, — Ред.). А в старших классах сочинения и эссе школьникам пишет нейронная сеть Chat GPT.
Ни педагогам, ни родителям уже не поменять ситуацию с тем, что в кармане у каждого школьника лежит устройство, которое почти мгновенно может сгенерировать ответы на любые вопросы. Решить задачу по математике, написать реферат или проанализировать литературное произведение с помощью обычного телефона умеет практически каждый ученик.
— Все элементарно: в поисковике набираешь «Математика, 5 класс», ищешь свой учебник и нажимаешь на номер примера или задачи, которую задали решить, — объясняет сын-пятиклассник. – Вот оно, решение, осталось только переписать. Главное, нужно допустить маленькую ошибку, чтобы учитель не понял, что ты скатал задание.
Для учителей, особенно старой формации, подобное выполнение уроков становятся настоящим шоком, ведь домашние задания теряют свою значимость, и самым сложным в их выполнении становится переписывание готового результата в тетрадь. Но есть немало педагогов, которые видят в наличии интернета массу плюсов для школьников.
Педагоги знают, кто на что способен
— Когда мы сами учились в школе, то тоже ходили в библиотеки и пользовались дополнительными источниками, поэтому сейчас, когда жизнь без интернета уже невозможна, я рада, что он есть, — говорит Учитель года-2023 из Пермского края Наталья Владимировна Агафонова, она преподает русский язык и литературу в пермской школе № 87. — Во-первых, он открывает нам доступ в огромное количество библиотек, а во-вторых, в помощь нам всевозможные электронные тренажёры, которые мы, учителя, нередко составляем сами.
Такие тренажёры позволяют педагогам не проверять огромное количество бумаг. Списать ответы при их выполнении, конечно же, можно, но ученикам объясняют, что тренажёры — это в первую очередь их же спокойствие и уверенность на ЕГЭ и ОГЭ.
— А чтобы не списывали, я стараюсь не давать задания, для выполнения которых можно просто открыть сайт ГДЗ. И даже если упражнения взяты из учебника, то обязательно добавлю что-то свое, творческое. Если работа будет списана, то поверьте, это сразу будет видно. Любой педагог знает стилистику своих детей и знает, кто на что способен. А чтобы убедиться, что мне сдали плагиат, я завожу одно-два предложения в поисковик, ищу первоисточник и пишу ребенку сайт, где я это нашла. А еще ремарку «Контрольное списывание было у нас в начальной школе». Ученик понимает, что работу нужно переделать, хотя такое, поверьте, бывает очень редко. В основном мы работаем с ребятами на доверии.
Работы прогоняют через «антиплагиат»
А что, если ребенку нужно не просто решить задачу или пройти тест, а написать большое сочинения или реферат? В Верещагинской гимназии в Пермском крае, к примеру, есть отдельный школьный предмет, на котором дети учатся писать рефераты.
— Тех, кто пытается списать с интернета в последнее время становится всё больше, — вздыхает преподаватель истории и обществознания Верещагинской гимназии Андрей Михайлович Сальников. – Бывает, что дети берут готовый текст с интернета и выдают за свой. Чтобы выявить это, мы смотрим на уровень самого ребенка. Если он учится в седьмом классе, а термины в его реферате на уровне одиннадцатого, то возникает вопрос, откуда он вообще взял слова, которые не может объяснить?
Нередко дети не заглядывают глубоко, а берут первую же попавшуюся работу. Понять, что она списана легко: достаточно отправить кусочек текста в Яндекс или программу антиплагиата. Если взяты чужие один-два абзаца, то еще ничего, а если целыми страницами, то гимназиста просят переделать работу.
Еще один важный вопрос, как к такому списыванию относятся сами учителя. Ведь если педагог захочет не заметить списанную работу, то и не заметит ее. Многие из учителей загружены сейчас так, что нет лишнего часа, чтобы поработать с ребенком индивидуально. В итоге он махнет рукой, формально поставит оценку, и до свидания.
— Мы так не делаем, наша главная задача — научить ученика справляться поставленной задачей: учить его работать с текстом, анализировать и делать выводы. «Двойки» за списывание не ставим, а, пытаясь добиться качественного выполнения работы, общаемся с самим школьником, с его классным руководителем и при необходимости с родителями.
Но даже педагоги отмечают, что все чаще стали происходить случаи, когда высокий образовательный уровень ребенка позволяет ему обхитрить учителей.
— Есть достаточно грамотные дети, которые начинают пользоваться помощью Chat GPT. Для нас, педагогов, достаточно сложно распознать, написал ли умный ребенок работу сам или ему сгенерировала ее нейросеть. Тем более, что во время защиты мы видим, что ученик прекрасно понимает, о чем идет речь в его реферате, может провести защиту своей работы и ответить на все вопросы. Ну что теперь поделать? Образовательная часть в любом случае у него прошла, и материал он освоил.
— Нейронные сети могут иметь определенные ограничения: очень часто они могут создавать безличный и непоследовательный текст, а их стиль может отличаться от того, что ожидает или чему учит учитель, — уверена Анастасия Онянова — руководитель «Точки роста» Савинской школы в Пермском крае, она является соорганизатором краевого форума «Все в DIGITAL». — Чтобы решить проблему использования нейросетей в выполнении домашней работы, я рекомендую педагогам использовать следующие приемы: сравнивать стиль написания эссе с предыдущими работами ребенка, задавать открытые вопросы, использовать устные задания и обсуждения. Можно вовлекать учеников в дискуссии или интервью, которые требуют понимания и рассуждения, умения доказывать свою точку зрения, быть готовым разбираться в изучаемой теме и отвечать на поставленный вопрос.
Спрашивающий должен оценить адекватность ответа
Не только школьники, но и студенты не стесняются использовать искусственный интеллект на всю катушку.
— Я все эссе про искусственный интеллект в вузе написал при помощи искусственного интеллекта, — признается будущий айтишник, заканчивающий учебу в университете. — Это легко, главное правильно описать нейронной сети свой запрос, и тогда даже преподаватель не увидит разницы. Когда я учился в школе, таких технологий еще не было, они появились в 2019 году, а сам Chat GPT – осенью 2022 года. Не считаю, что ситуация какая-то страшная и что это резко понизит уровень образования. Школьники списывали всегда, и если раньше — у одноклассников, то сейчас – в интернете. А учитель может легко проверить, насколько хорошо ученик понял тему, вызвав его к доске или проведя самостоятельную или контрольную работу. Кстати, нейронные сети помогают не только быстро выполнить задание, но и легче освоить материал. К примеру, вы хотите научиться решать уравнения по химии и делаете запрос, а нейросеть выделит вам все темы, которые нужно изучить для этого и расскажет, как подступиться к решению.
Преподаватели в вузах прекрасно понимают, что их студенты не всегда честно пишут свои рефераты и курсовые.
— Еще два года назад мы не говорили о нейросетях, а сейчас Web 3.0 – это наша новая реальность, которой бессмысленно противиться, независимо от того, как мы к ней относимся, — говорит доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Филипп Катаев. – На вопрос, может ли нейросеть обмануть педагога, отвечу, конечно же, может. Отличить текст, написанный человеком от текста, написанного нейросетью, крайне сложно. Искусственный интеллект научился хорошо «причесывать» тексты и писать в разных стилистиках. При этом языковые модели нейросетей постоянно совершенствуют, так что дальше отличить эту разницу нам будет еще сложнее.
Правда, случается, что во время генерирования текстов нейросеть может допускать ошибки и студент, который не разбирается в теме, не сможет оценить адекватность полученного ответа, а преподаватель сможет. Это помогает выявлять нечестных студентов, ведь чтобы пользоваться информацией, которую предоставляет нейросеть, студенту все равно нужно так или иначе разбираться в теме. Ошибочно воспринимать нейросеть как источник экспертного знания.
Остаются ли еще какие-то способы бороться с теми, кто пытается выдать работу нейросетей за свою?
— Решать этот вопрос нужно даже не через экспертизы, а через задания на основе каких-либо конкретных текстов или проведение устных контрольных работ или экзаменов, как это было и ранее. А если у преподавателя появляются сомнения в навыках студента, то он всегда может задать ему дополнительные вопросы. А далее – незачет или пересдача.