Что такое эффект присутствия и для чего он нужен

Для любого автора важным аспектом является то, насколько сильно его произведение сможет увлечь за собой читателя. Для получения этого эффекта, следует учитывать множество факторов. Особенно, если речь идёт про разработчиков видеоигр или дизайнеров. В кинематографических и игровых сферах часто встречается такое словосочетание, как эффект присутствия.

Что это такое

Эффект присутствия в виртуальной реальности — это формирование восприятия у зрителя, с помощью иммерсивных технологий, представления о событии, дающего пользователю чувство пребывания в месте его происхождения.

Прежде всего, для поддержания эффекта присутствия, необходимо иметь качественный сценарий. Очевидные ляпы в повествовании окажут огромное негативное влияние на дальнейшее восприятие. Если говорить о кино и видеоиграх, то стоит отметить, что одной сюжетной составляющей будет мало. Поэтому к повествованию добавляется визуализация.

Для создания полноценного эффекта присутствия нужно уделять особое внимание двум главным элементам:

  1. технологическому;
  2. сценарному.

Сценарная часть подразумевает под собой сюжет. То насколько хорошо он написан и продуман, станет главным фактором успешности произведения. Без хорошей истории любое творение обречено на провал.

Под технологической частью понимаются инструменты для визуализации созданного сюжета. Видеокамеры, программы 3D моделирования, шлемы виртуальной реальности – всё это относится к приспособлениям визуализации. При их неумелом использовании получится не интересный для большинства зрителей продукт.

avatar-cinema-full-immersion-3D

Для чего нужен эффект присутствия

Одним из признаков хорошего сюжета является умение автора полностью увлечь читателя в события художественного произведения.

Если книгам и театральным постановкам достаточно интересного повествования, то кинематографисты и разработчики видеоигр много работают над тем, как более привлекательно изобразить те или иные события.

В видеоиграх и фильмах, для создания эффекта присутствия, не последнюю роль играет качественная картинка. Кино следует снимать на актуальные модели видеокамер, а видеоигры разрабатывать, применяя последние версии программного обеспечения.

Отдельно стоит упомянуть о создании арт-дизайнов. В некоторых случаях качественная работа художников может перекрыть, имеющиеся технологические огрехи. Это скорее исключение, практически во всех проектах технологические недоработки бросаются в глаза.

Идеалом в плане подачи сюжета считаются те проекты, в которых соблюден баланс между историей и её визуализацией.

Когда потенциальный шедевр создан с использованием современных, иммерсивных технологий, зритель ощущает на себе полноценный эффект присутствия. Он действительно переносится в центр происходящих по сценарию событий.

Технологии

Для создания эффекта присутствия используется профессиональное оборудование:

Камера

Для съёмки любого кинофильма требуется современная видеокамера. Однако для ля создания эффекта присутствия используется специальная камера, предназначенная для съёмки 3D-фильмов. На ней установлены два объектива, интервал между которыми равен расстоянию между человеческими глазами. Каждый объектив снимает отдельно для каждого глаза.

Видеокарта

Чтобы создать идеальную игру, соответствующую требованиям игровой индустрии, нужно иметь собой мощный компьютер. Устаревший ПК вряд ли потянет создание видеоигр с поддержкой актуальных графических технологий. Видеокарта является ключевым элементом компьютера. Она помогает устройству выводить графическую информацию на экран. Чем мощнее видеокарта, тем эффективнее она обрабатывает полученную информацию. Данное свойство становится более актуальным с появлением шлемов виртуальной реальности, требующих от своего покупателя мощного ПК.

Процессор

Все знают, что процессор — сердце любого компьютера. Без него ни один ПК работать не будет. Если процессор слабый, то ожидать хорошей производительности от такого компьютера не стоит. Слабые процессоры дольше обрабатывают информацию. Чтобы информация обрабатывалась быстрее, и компьютер не тормозил при работе со сложными программами, требуется мощный процессор. Он необходим как для подключения шлема виртуальной реальности, так и для работы с программами по 3D моделированию и рендерингом фильмов с обилием спецэффектов.

3D очки

Любой фильм с поддержкой 3D, без использования при просмотре специальный очков, покажется зрителю с задвоением картинки на экране. Объясняется это спецификой используемого оборудование, снимающего для каждого глаза отдельно. 3D очки специально заработаны для просмотра таких кинофильмов. С помощью встроенных фильтров, показываемая картинка разделяется, и, в конечном итоге, стабилизируется.

3d-cinema-glasses-spectators

VR шлем

Никому не известный стартап Kickstarter в 2012 году выступил спонсором для проекта по разработке VR шлема. Это устройство стало предвестником новой эпохи в развитии гейминга. Для его использования нужен хороший компьютер. Работает устройство следующим образом: подключившись к ПК, игрок надевает VR шлем на на голову. Управление осуществляется с помощью специальных джойстиков, считывающих движения игрока. Они также используются для выбора необходимых пунктов в меню. С помощью контроллеров осуществляется выполнение определённых действий в играх. Например: стрельба, смена оружия и так далее.

Направления

Выделяют два основных направления применения эффекта присутствия:

  1. кинематографическое;
  2. игровое.

Кинематографическое

Идея создания фильма, полностью погружавшего своего зрителя в происходящие события, появилась в начале ХХ века. Некоторые режиссёры попытались её реализовать.

Началом появления 3D фильмов принято считать 1915 год. В этом году режиссёры Эдвин Портер и Уильям Уодделл продемонстрировали зрителям несколько кинолент с использованием технологий преобразования черно-белой картины в цветную. Фильмы становились цветными при наличии у зрителя специальных очков.

С использованием технологий Уонделла и Портера, в 1922 году выходит первая в мире 3D кинолента. Ею стал фильм «Сила любви» за авторством Гарри Фейролла и кинематографистом Робертом Элдером.

Популярным данное направление стало после открытия поляризации света. После этого многие режиссёры начали экспериментировать с 3D технологиями.

Потенциал технологии полностью раскрылся только в конце 21 века. Цифровое столетие подарило кинозрителю IMAX. Первым фильмом, применившим в 1989 году данную технологию стала картина Джеймса Кэмерона — «Бездна». Намного позже в 2007 году в кинотеатрах стартовал показ первого полнометражного 3D фильма — «Шрам 3D».

Игровое

В видеоигровой индустрии под 3D понимается трёхмерное пространство. Переход в трёхмерное пространство осуществлён в середине 90-х годов ХХ века с выходом Playstation. Она стала первой консолью, использовавшей в полной мере трёхмерное пространство.

Переход в трёхмерное измерение имел огромный успех и стал очень популярным. Пользователи охотно играли в игры с его применением. Однако по их словам, чего-то не хватало. Эффект присутствия не работал в должной степени.

Решить проблему помогло изобретение шлема виртуальной реальности. В 2012 году на сайте Kickstarter появилась страничка, на которой тогда еще не известная компания Oculus, собирала деньги на создание устройства, усиливающего эффект присутствия. На собранные средства разработан первый в мире шлем виртуальной реальности под названием Oculus Rift. Через некоторое время созданием аналогичных проектов занялись такие гиганты, как Sony и HTC.

helmet-vr-game-man

Тренды

Говоря об эффекте присутствия следуют упомянуть о технологиях дополненной реальности. AR активно применяется в мобильных играх, и пользуется большой популярностью. Бытует предположение, что дополненная реальность появилась совсем недавно. На самом деле эта технология получила свое развитие во второй половине ХХ века.

Дополненная реальность применяется во многих сферах, начиная банального телевизионного прогноза погоды до проектирования самолётов. Наибольшую популярность AR приобрела в начале 2012 г. В этот год разработана первая в мире гарнитура для смартфонов на базе андроид — Google Glasses, которая в полной мере использовала технологии AR. Модели Explorer Edition — это специальные очки, позволяющие поддерживать связь со Всемирной Паутиной.

Другим направлением, применяющим дополненную реальность стали приложения на смартфонах. Посредством камеры и геоданных приложение проецирует интерактивные элементы на экран телефона. По такому принципу работает всемирно известная игра Pokemon GO.

Эмма

энтузиаст

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.