Резкий рост использования ChatGPT в школе: угроза или будущее

Статистические данные говорят сами за себя: использование ChatGPT в школе для выполнения домашних заданий удвоилось с 2023 года. Это не просто статистическая аномалия, а явный сигнал того, что учащиеся меняют свои подходы к обучению. Давайте углубимся в текущую ситуацию в образовательных учреждениях.

Согласно последним исследованиям Pew Research, 26% подростков сегодня используют ChatGPT для выполнения школьных заданий, по сравнению с 13% в 2023 году. Этот стремительный рост произошел за сравнительно короткое время, и тренд продолжает расти.

Но если копнуть глубже, ситуация становится еще более интересной:

Основными пользователями являются учащиеся старших и младших классов средней школы: 31% активно используют ChatGPT, в то время как среди учеников младших классов этот показатель составляет 20%. По мере того как академические требования учащихся становятся все более жесткими, они естественным образом обращаются к инструментам ИИ, чтобы справиться с растущей нагрузкой.

Интересны также данные по осведомленности:

  • 79% подростков теперь знают о ChatGPT (по сравнению с 67% в прошлом году)
  • 32% утверждают, что знают об этом много (по сравнению с 23%)
  • Почти четверть учеников 9-10 классов активно используют ChatGPT.

Самое интересное заключается в том, что знание о ChatGPT способствует его распространению. Среди тех, кто хорошо знаком с инструментом, 56% активно используют его для выполнения школьных заданий. Этот показатель резко падает до 18% среди тех, кто лишь поверхностно слышал о ChatGPT.

Эти цифры подчеркивают важный момент: внедрение ИИ в образование зависит не только от его доступности, но и от понимания его возможностей. Чем больше учащиеся знают об этих инструментах, тем выше вероятность, что они будут интегрировать их в свою учебную деятельность.

ИИ стремительно становится неотъемлемой частью образовательного процесса. И, судя по этим данным, это только начало большой трансформации.

Как подростки воспринимают ИИ

Когда речь заходит о восприятии ИИ подростками, результаты оказались гораздо более сложными, чем многие предполагали. Несмотря на стереотипы, подростки демонстрируют глубокое осознание потенциальных рисков и преимуществ использования ИИ.

Вот что показало исследование Pew, раскрывающее взгляды подростков на ChatGPT:

54% подростков считают ChatGPT полезным инструментом для изучения новых тем, в то время как только 9% считают его использование в этом контексте нарушением этических норм. Подростки, похоже, рассматривают ИИ не как shortcut для выполнения заданий, а как вспомогательный инструмент для более глубокого исследования.

Но, как и в любом другом вопросе, они установили собственные границы:

  • Домашка по математике? Лишь 29% считают, что это допустимо.
  • Написание эссе? Только 18% поддерживают этот способ.
  • 42% активно против использования ChatGPT для написания эссе.

Это интересно, потому что статистика показывает, как подростки начинают вырабатывать свою собственную этическую рамку для использования ИИ. Они не воспринимают ИИ как панацею, а скорее как помощника в учебном процессе, при этом сохраняя критический подход.

Особое внимание стоит уделить фактору доверия. Чем больше подростки знают о нейросети ChatGPT, тем комфортнее они себя чувствуют, используя его — но только для определенных задач. Среди тех, кто хорошо осведомлен об инструменте, 79% поддерживают его использование для исследований, однако многие из них сдержанно относятся к его применению при написании эссе.

Проблемы, о которых не принято говорить

Тем не менее, есть один важный момент, который зачастую игнорируют: недавние исследования показали, что существует взаимосвязь между использованием ИИ и ослаблением навыков критического мышления. Это реальная проблема, требующая нашего внимания.

Вот что это может означать:

  • Студенты могут предпочитать краткосрочные результаты и использовать ИИ, чтобы быстрее завершить задания, в ущерб долгосрочному развитию мышления.
  • Инструменты, которые помогают делать домашку, могут в итоге мешать учащимся развивать более глубокое понимание материала.
  • Это создаёт разрыв между выполнением задания и реальным пониманием учебного материала.

Для педагогов это создает непростую задачу. Как найти баланс между использованием ИИ и развитием когнитивных навыков учащихся?

Ответ заключается не в ограничении доступа к ИИ — этого уже не избежать. Вместо этого учителя должны будут разрабатывать новые подходы:

  • Обучение студентов осознанному использованию ИИ — когда и для каких задач его следует применять, а когда стоит полагаться на собственные знания.
  • Создание таких заданий, которые способствуют интеграции ИИ в учебный процесс, а не препятствуют этому.
  • Помощь в осознании различий между использованием ИИ как инструмента и как замены собственных усилий.

Как использования ChatGPT изменит образование

Удвоение использования ChatGPT среди подростков — это лишь начало значительных изменений в образовательной системе. Когда тенденции роста идут такими темпами, они обычно не замедляются. И с 79% подростков, знающих о ChatGPT, мы перешли от фазы «открытия» к фазе «интеграции».

Представьте себе: каждый подросток, который успешно использует ChatGPT для исследования, становится своего рода амбассадором, показывая другим, что это реально возможно. Уровень использования ChatGPT в 56% среди подростков, хорошо знакомых с инструментом, вероятно, будет точкой отсчета для будущего.

Почему это важно не только для школы:

Эти подростки — это не просто учащиеся, это будущие профессионалы. Они развивают навыки работы с ИИ, которые будут определять их подход к решению проблем, освоению новых тем и обработке информации. То, как они избирательно используют ИИ, демонстрируя осторожность при написании эссе, показывает уровень осознания, которым многие взрослые еще не обладают.

Основные выводы из исследования Pew:

  • Скорость изменений: удвоение использования школьниками ChatGPT за год — явный сигнал об изменении подхода к обучению.
  • Умное принятие: подростки становятся все более зрелыми в выборе, когда и как использовать ИИ.
  • Знание как катализатор: рост осведомленности об ИИ способствует его широкому принятию.
  • Различия в использовании ИИ на разных уровнях учебы: учащиеся старших классов активно используют ИИ для повышения качества учебы.

Мы находимся на пороге того, как следующее поколение будет подходить к обучению и развитию знаний. Вопрос не в том, станет ли ИИ частью образования, а в том, как мы адаптируем образовательные процессы под эту новую реальность.

Подростки, участвующие в этом исследовании, — это пионеры нового подхода к обучению, и это должно стать важным ориентиром для всех, кто связан с образованием.

Подпишитесь на наш Telegram и будьте в курсе всех новостей 📲

Подписаться Telegram 🔔

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *